Климатические условия древней палестины. Природно-географические условия палестины


Палестиной называли страну между Египтом и Сирией. С трех сторон она ограничена горами и холмами, а на востоке рассечена глубокой, узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море.

До конца IV тысячелетия до н. э. климат Палестины был влажным. Западная часть оказалась заболоченной, в Заиорданье находились пышные пастбища, в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Страна словно была создана для земледелия. Оно и возникло здесь еще в древнейшие времена - в период мезолита или раннего неолита. Гораздо позже климат стал более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана.

Уже древние египетские данные III тысячелетия до н. э. рассказывают о жизни семитов в Палестине. Они занимались скотоводством и земледелием. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. люди жили в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена подчинялись египетским фараонам.

Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н. э. С севера в страну проникают новые племена - хурриты. Теперь жители больше занимаются кочевым скотоводством. Несмотря на некоторое распространение хурритского языка, в основном говорили на западно-семитском. В начале II тысячелетия до н. э. в этих местах пользовались ослами, которые заменяли лошадей.

В XVIII веке до н. э. был создан союз племен, которых называли гиксосами. Причины создания союза и его история не известны, но он охватывал территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала Палестина. Гиксосы контролировали некоторую часть Египта и, судя по археологическим раскопкам, они обогатились там.

В 1-й половине XVI века до н. э. ситуация изменилась. Гиксосы были сначала изгнаны из Египта, а потом и Палестина попала под власть египтян. Теперь египтяне грабили страну, которая превратилась в источник рабов. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египту удавалось удерживать здесь свою власть.

Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, в Палестине жили люди, связанные с кочевниками пустыни. Некоторые из них занимались еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а пошумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они были достаточно опасны для египтян и местной ханаанейско-хурритской власти. Ведь местные жители в союзе с хапиру могли выступить против них. В основном хапиру жили в восточных и южных районах Ливанских гор. Среди них могли находиться и предки евреев.

Сокрушительный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием «народов моря» - племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во 2-й половине XIII века до н. э. Эти племена прошлись огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы.

В XIII - XII веках до н. э. в Палестине существовало множество ханаанейских городов-государств. Рядом с ними жили племена древних евреев, у которых полным ходом шел распад родоплеменного строя и социальное расслоение общины. Примерно в 1 й половине XIII века до н. э. древнееврейские племена объединились в союз, получивший название Израиль. Израильтяне захватывали земли коренного населения. Захватив земли и города ханаанян, они осели на постоянное местожительство.

Относительно быстрому захвату древними евреями Палестины способствовало то, что ханааняне были ослаблены непрерывными вторжениями египтян, а затем нашествием «народов моря». Племена израильтян расселились на большом пространстве. На юге Палестины в горном районе осело племя иудеев. Это племя раньше всех обособилось от израильских племен. Иудеи захватили самую большую и плодородную часть Палестины. Захваченные земли они поделили на наделы. Бывшие владельцы земли превращались в рабов. Язык израильтян был похож на ханаанейский. Это способствовало объединению израильтян и ханаанян. Вскоре эта страна вновь стала процветать. На севере развивалось пашенное земледелие и садоводство, выращивали виноград и маслины, процветало виноделие и скотоводство. Широкое распространение получило железо, которое все сильнее вытесняло бронзу, началось освоение рудников. До начала XI века до н. э. израильтяне управлялись советом родовой знати, в экстренных случаях племя выбирало вождя - «судью».

Чаще всего судьями становились военные вожди или просто инициативные и благочестивые люди. Последним древнееврейским судьей был Самуил, которому пришлось столкнуться с грозной опасностью - племенами филистимлян, одним из «народов моря». В XI веке до н. э. они, используя Крит как опорную базу, расселились в Ханаане и создали здесь союз пяти городов: Газы, Аскалона, Азота, Гефа и Экрона. Именно от них происходит греческое название «Палестина» - страна филистимлян. Филистимляне были серьезными противниками для израильтян, так как у них было железное оружие, а у израильских племен - бронзовое. Примерно в 1080 году до н. э. филистимляне напали на соседнюю с ними область иудеев. Ими были завоеваны некоторые крепости. Филистимляне нанесли несколько поражений израильтянам. Вскоре им удалось разгромить иудейскую армию, захватить город Силом (Шило) и пленить Ковчег - святыню древних евреев.

В этих тяжелых условиях, когда израильтяне оказались перед угрозой потери политической независимости, судья Самуил собрал всех старейшин Израиля и они сообща избрали первого еврейского царя - молодого Саула из племени вениаминитов, сына богатого землевладельца. Это произошло в 1020 году до н. э. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев, и начал тяжелую войну с филистимлянами. Первый царь был довольно противоречивой личностью, на него сильно давила тяжелая ответственность за судьбы своего народа. Из-за своей вспыльчивости он поссорился с Самуилом, который отвернулся от царя. В это время в окружении Саула появился юноша Давид, пастух из Вифлеема. Вначале он был фаворитом царя, но затем вынужден был бежать от мнительности Саула к Самуилу, а затем перейти на сторону филистимлян. В 1004 году до н. э. во время битвы евреев с филистимлянами войско Саула было уничтожено, а сам царь покончил жизнь самоубийством, бросившись грудью на собственный меч, чтобы не попасть в плен к врагу. Узнав о гибели царя, Давид, который не принимал участия в битве, вернулся в Иудею и вскоре был избран вторым древнееврейским царем.

В 995 году до н. э. войска Давида штурмом взяли ханаанейскую крепость Сион, возвышавшуюся на горе над рекой Кедрон. Здесь царь основал общееврейскую столицу, которая была названа Иерусалим. Сюда же был перенесен отбитый у филистимлян ковчег, что превратило Иерусалим в духовную столицу всех евреев. Поскольку Иерусалим находился на земле, не принадлежащей ни одному из еврейских племен, основание столицы в этом городе способствовало усилению политической власти царя. При помощи правителя финикийского города Тира Хирама I царь Давид покорил филистимлян и включил их города в состав своего государства. Во время его правления Израиль вел постоянные войны с племенами Заиорданья, благодаря которым молодое государство получало множество рабов. Также Давид захватил некоторые арамейские государства Сирии. В 965 году до н. э. царь Давид умер, и престол перешел к его сыну Соломону. Новый царь решил построить в Иерусалиме храм богу Яхве, для возведения которого были приглашены мастера из Финикии. В 950 году до н. э. строительство святилища было завершено. Знаменитый храм Соломона был сравнительно небольшим по размеру строением, внутренние стены которого были облицованы ценными породами дерева и покрыты позолотой. После окончания строительства храм был освящен и в него торжественно перенесли Ковчег. В храме, посвященном Яхве, претендовавшему на роль единого божества всех евреев, не было каких-либо изображений бога - только золотые семисвечники и 2 медных стола, украшенные растительным орнаментом.

Первые годы правления Соломона были временем мира и спокойствия. Царь заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта, вступил в более тесные отношения с правителем Тира Хирамом I, отправлял экспедиции в таинственную страну Офир. Соломон разделил свое государство на двенадцать провинций, каждая из которых должна была один месяц в году содержать царский двор. Также он ввел разумную систему налогов и повинностей. Была создана сильная армия с отрядами колесниц.

Северные еврейские племена были недовольны политикой Соломона. Они не желали платить налоги, и их раздражало, что царь привлекает к управлению страной множество ханааненян, которые были опытны в государственных делах. В конце царствования Соломона северные евреи организовали заговор, во главе которого стал начальник строительных работ в столице Иеровоам. Однако заговор был раскрыт, и Иеровоам был вынужден бежать в Египет, где к власти пришел новый фараон Шешенка, желавший восстановить египетское влияние в Сирии и Палестине. После смерти Соломона в 526 году до н. э. новым царем стал его сын Ровоам. При его восшествии на престол народ потребовал уменьшить налоги, и когда этого не произошло, государство раскололось на две части. Вскоре Иеровоам пришел в Палестину вместе с египетской армией. Иерусалим был взят штурмом, сокровища храма Соломона и царского дворца были разграблены. После этого северные племена окончательно откололись от Иудеи и создали собственное государство Израиль. В Иудее продолжали править потомки царя Давида.

В Израиле первоначально правил Иеровоам. Но положение его династии оказалось непрочным. Сын Иеровоама, сменивший отца на престоле в 901 году до н. э., очень скоро был убит заговорщиками. После этого в Северном царстве началась нескончаемая череда дворцовых переворотов и кровавых убийств: более половины северных царей погибли насильственной смертью. В 875 году до н. э. военачальник Омри захватил власть в Израиле и основал собственную династию, которая просуществовала около 50 лет. Столицей своего государства Омри сделал выстроенную им неприступную крепость Самарию. Царский дворец в Самарии, построенный Омри, был богатым и красивым.

В VII веке до н. э. Израиль и Иудея были сложившимися рабовладельческими государствами. Жизнь простого населения сильно отличалась от жизни знати. Люди жили в грязи, нищете и тесноте. У более зажиточных людей дома часто были двухэтажными. Первый этаж занимали мастерские и подсобные помещения. Здесь же жили рабы. Члены зажиточной семьи располагались на втором этаже. Богатые носили длинный шерстяной плащ и мягкие сапоги. Одежда бедняков состояла из длинной рубахи. Мужчины носили шерстяной колпак. В 722 году до н. э. ассирийский царь Саргон II напал на Израиль. В этом же году пала столица государства Самария и Израильское царство перестало существовать как независимое государство. Около 30 тыс. евреев были насильно угнаны в Мидию и Месопотамию, а их земли заняли вавилонские и арамейские колонисты. Иудея отдала ассирийцам часть своей территории и обязалась платить дань в обмен на некий призрак независимости.

После разгрома Ассирии в конце VII века до н. э. в Иудее попытались восстановить свою власть над Палестиной. Царь Иония провел ряд реформ. Он принял закон об ограничении долговой кабалы: «Если ты купишь раба-еврея, - говорилось в этом законе, - то пусть он работает тебе шесть лет. А в седьмой год пусть он выйдет на волю даром». Более важной мерой была религиозная реформа. Иония официально ввел единобожие - отныне евреи должны были поклоняться только Яхве, все остальные культы были упразднены, а их жрецы казнены. Однако надеждам на восстановление былого величия не суждено было осуществиться. В 609 году до н. э. царь Иония погиб в сражении с египетской армией под командованием фараона Нехо. В 597 году до н. э. вавилонское войско царя Навуходоносора II разграбило Иерусалим. Спустя 11 лет, в 586 году до н. э., вавилоняне вновь пришли под стены восставшего Иерусалима, взяли город и угнали его жителей в Месопотамию. Иудейское царство было уничтожено.

Последующий период еврейской истории получил название «вавилонское пленение», хотя только 10 % жителей Иудеи было угнано в Месопотамию. В течение жизни двух поколений еврейская община в Вавилоне находилась в контакте с блестящей аккадской культурой, однако халдеи довольно жестоко относились к переселенцам. Только в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир захватил Вавилонское царство, евреи получили разрешение вернуться домой и восстановить Иерусалим. Новая община была освобождена от налогов и повинностей. Деньги на построение города и нового храма выделялись из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины разрешалось жить по созданным ими же законам. Местное население там, где располагалась община, было от нее зависимо. Создание храмово-городской общины вызвало недовольство у жителей Палестины. В связи с этим восстановление Иерусалима и его храма происходило очень медленно и было завершено только к началу IV века до н. э. Как и в других обществах Древнего Востока, религия играла ведущую роль в жизни еврейского государства. Древние евреи поклонялись множеству богов, которые были общими для всех западных семитов. Израильтяне, как и ханааняне, поклонялись деревьям и каменным столбам. Также были развиты различные культы, связанные с вершинами гор. Однако, в отличие от других западносемитских племен, древние евреи имели общего бога Яхве. Яхве - это непроизносимое имя единого Бога, которого первоначально почитали только в племени, давшем Израилю первых царей, а затем стали считать главным общееврейским божеством.

Введение потомками царя Давида монотеизма (единобожия) было тесно связано с движением пророков-жрецов, которым открылась воля Бога. Пророки были религиозными и политическими проповедниками, которые объединяли вокруг себя учеников, сохранявших и передававших слова учителя. Одним из наиболее ранних известных нам пророков был Йешайаху (Исайя), который жил в VIII веке до н. э. Пророк Йирмиаху (Иеремия), живший в трагические последние годы существования Иудеи, оставил пророчества о гибели храма Яхве. Также получил широкую известность его младший современник Йехезкеелу, действовавший в начале VI века до н. э. Главной темой всех пророчеств было требование признать единого и единственного бога - Яхве. Они считали, что только отказ от поклонения другим богам и праведная жизнь могут спасти еврейский народ. Именно упадок нравов и порок, сосредоточенный в городах, должны были вызвать кару Господа, которая не замедлила явиться в облике вражеских полчищ с востока.

Главным памятником древнееврейской литературы является Ветхий Завет, который создавался на протяжении XII - II веков до н. э. Считается, что дошедшие до нас 43 произведения Ветхого Завета являются лишь малой частью обширной древнееврейской литературы. Дело в том, что с течением времени жрецы тщательно отбирали произведения, которые соответствовали идеям единобожия и учению пророков. Затем подобные сочинения были объединены в сборник, внутренняя структура которого стала плодом вековой работы жречества. Ветхий Завет состоит из «Пятикнижия», «Пророков» и «Писаний». Самой древней частью этого сборника является «Пятикнижие», создание которого традиция приписывает Моисею.

Ученые выделяют в этом произведении 3 основных слоя: «Элохист», названный по имени древнейшего бога Эллохима, созданный в IX веке до н. э. в северной части страны; составленный в X веке до н. э. на юге «Яхвист», посвященный богу Яхве; так называемый «Жреческий кодекс», написанный в VI -V веках уже после падения Иудейского государства. Часть «Пророки» включает в себя исторические книги Библии, то есть древнееврейские летописи, и книги систематизированных изречений пророков и их учеников. В «Писания» вошли такие шедевры древнееврейской поэзии, как Псалтырь, «Песнь песней», притчи Соломоновы и другие лирические произведения. Ветхий Завет впервые за все существование человечества представил цельное полотно исторического развития отдельного народа, действие которого происходит в окружении реальной действительности и мифа. Многие ученые считают, что именно у древних евреев зародилось восприятие и понимание истории как непрерывного процесса. После тщательного научного анализа Библия стала ценнейшим источником по истории Ближнего Востока.



Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она

граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Территория Палестины очень невелика и достигает лишь 26 000 км 2 . В географическом отношении Палестину можно разделить на четыре части: побережье,

плоскогорье к западу от Иордана, долину Иордана и плоскогорье к востоку от Иордана.

Южная часть побережья орошается множеством речек и славится своей плодородной почвой; особенно плодородны земли Саронской низменности, которую иногда называли «райским садом». Плодородием славились и некоторые внутренние области Западной Палестины - такие, как Иезреельская равнина, орошаемая рекой Кишон, и Иерихонская равнина, по которой протекает Вади-Кельт. В этих жарких и влажных районах может расти даже финиковая пальма.

К западу от северной части долины Иордана расположена Галилея со своими долинами, равнинами и горными склонами, хорошо орошаемыми горными потоками и источниками. Эта страна, благоприятная для развития земледелия, была в древности густо заселена, на что указывают многочисленные развалины древних городов.

Очень плодородны были и некоторые области к востоку от Иордана. Такова страна Башан, которая славилась своими продуктами сельского хозяйства. Однако не все части Палестины были удобны для земледелия. Неплодородны были горные области в южной части Западной Палестины, которые назывались «горы Эфраима» и «горы Иуды». Здесь начинается сухая степь, население которой было вынуждено заниматься скотоводством.

Малоплодородные и плохо орошаемые плоскогорья Восточной Палестины также были удобнее для развития скотоводства, чем для земледелия. Особыми условиями отличалась долина Иордана. В некоторых районах, как, например, около Геннисаретского озера, она плодородна и благоприятна для сельского хозяйства, но почти на всем протяжении эта узкая полоска земли, заросшая тростником, была похожа на джунгли, заселенные хищными животными. Поэтому долина Иордана была как бы барьером, резко отделяющим Западную Палестину от Восточной.

Естественные богатства Палестины незначительны. В восточной части Палестины, а также на юге в древности еще сохранялись леса, но это были скорее рощи. Высокие деревья встречались редко и считались обиталищем божества. Строевой и мачтовый лес приходилось привозить из соседних стран.

Своей металлической руды Палестина не имела. Ближайшие медные рудники находились в горах Ливана и в стране Эдом, к юго-востоку от Палестины, а также у залива Акаб, где были обнаружены древние разработки меди. Почва Палестины богата глиной, хорошим керамическим сырьем, служившим издревле для изготовления кирпича и сосудов. Различными сортами камня пользовались для постройки городских и крепостных стен, а также крупных зданий.

За Ливанскими горами , к востоку от городов Финикии лежали древние плодородные земли. Здесь было две реки северная – Оронт несла свои воды с юга на север и впадала в Средиземное море и южная – Иордан, низвергалась с севера на юг и впадала в огромное соленое озероМертвое море. Долину Оронта и близлежащие земли именовали с глубокой древности Сирией , а бассейн Иордана и окрестности Мертвого моря греки назвали Палестиной . Финикия, Палестина и Сирия три страны Восточного Средиземноморья в Древности именовались вместе Ханааном. Благодаря своему географическому положению район Южного Ханаана – Палестины, стал зоной взаимодействия крупнейших государств Древности. Здесь проходили важнейшие караванные пути – из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Кроме того, через эти земли проходил очень важный торговый путь из Европы в Азию. По этим путям проходили как мирные торговые караваны, так и армии завоевателей. Богатая страна привлекала к себе завоевателей во все эпохи своей многотысячелетней истории.

Иордан, глубокая, но узкая река, по сравнению с великим Евфратом, Тигром и тем более Нилом, Иордан может показаться ручейком. Поэтому в Палестине не было условий для создания ирригационной сети и развитого земледельческого хозяйства. К западу от реки Иордан земли Палестины вздымались нагорьем. Близ склонов гор располагались оазисы и плодородные долины. К востоку – располагалась гористая область, охватывающая исторические области Палестины – Галилею, Самарию и Иудею. Здесь рано стало возможным земледелие на склонах гор и в долинах, а также было очень развито скотоводство. Южнее Иордана находилось знаменитое Мёртвое море, с выжженными солнцем, почти безжизненными берегами.

Густые заросли леса и кустарников обрамляли берега Иордана; но эта глубокая речная впадина не превратилась, как другие речные долины в соседних странах, в жизненную артерию страны; она скорее служила барьером между её западной и восточной половиной. За Иорданом расположены степи - чем восточнее, тем более сухие, переходящие в Сирийскую пустыню .

На севере Палестины поднимаются нередко покрытые снегом вершины гор Ливана. На крайнем юге Палестина переходит в сухую гористую полупустыню, тянущуюся в сторону гор Синайского полуострова . Сухая, пустынная полоса низменностей занимает перешеек, отделяющий Палестину от Египта. Степные и полупустынные области были издревле местом обитания скотоводческих племен, то и дело вторгавшихся в оазисы.

Древние источники называют Ханаан страной, «текущей молоком и медом», причем под медом подразумевается финиковый сок. В древних свитках перечисляются семь злаков и фруктов, которыми богата страна: «пшеница, ячмень, виноград, смоковница, гранат, маслина и мед». Древнейшее свидетельство о сельском хозяйстве Ханаана содержится в египетском повествовании о вельможе Синухете (XX век до Р.Х.). Вот что пишет Синухет, о том, как пришел он в «…прекрасную землю, в которой были фиги и виноград, вина больше чем воды; большое изобилие меда, множество маслин и всяких плодов на деревьях. Были там и пшеница, и ячмень, а различного скота великое множество…Я пек хлебы каждый день, имел вино постоянно, а также вареное мясо и жареных птиц, не считая антилоп пустыни…».

Были в Палестине и полезные ископаемые. Небольшие залежи меди на крайнем юге начали разрабатываться с X века до Р.Х.. Значительно раньше, уже в середине третьего тысячелетия до Р.Х. начали добывать из Мертвого моря битум (природный асфальт), который продавали египтянам. Благодаря изобилию доброкачественной глины, наряду с выделкой кирпичей было широко распространено гончарное дело. Процветали также ткацкое и красильное ремесла. Наряду с этим, в горах добывался высококачественный строительный камень, который обрабатывался каменотесами.

Жизнь на грани выживания в условиях постоянных угроз засухи, налетов саранчи из пустыни или вторжений кочевников привела к тому, что народы, населявшие эти земли, выработали устойчивость к внешним воздействиям, но сильного государства, охватывающего всю территорию, здесь так и не сложилось. Необычайное разнообразие географических условий служило помехой слиянию населения столь небольшой по размерам страны в единое целое. Поэтому вплоть до конца древнего периода в Ханаане сохранилась обособленность отдельных областей, выражавшаяся в различии языков, обычаев и т. п.

География современной Палестины

Палестина была провозглашена как государство 15 ноября 1988 г. в городе Алжире на внеочередной сессии Национального совета Палестины.

Государство признается многими странами мира и входит в состав Лиги Арабских Государств. Из европейских стран Палестину первой признала Исландия в 2011 г. Страна имеет дипломатические отношения с РФ.

Замечание 1

Целый ряд современных государств, и среди них США, Израиль, Испания, Норвегия, Швеция государство Палестину не признают.

Значительная часть Палестины находится под военным контролем Израиля, и даже та часть, которая официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

Территории на Западном берегу реки Иордан и Восточный Иерусалим и сегодня являются предметом спора между палестинцами и израильтянами.

Появилось это название, когда на Левантийское побережье Средиземного моря пришли филистимляне. С этого времени название Палестина употребляли греки, арабы, римляне, евреи и даже английское мандатное правительство.

Но, надо сказать, что каждый из них по-своему определял географические границы этого государства. Современная палестинская территория делится на две части – берег Иордана и Сектор Газа.

Западный берег реки протянулся на 6 тыс. км при общей протяженности границы в 400 км. Зима в этих местах мягкая, а лето жаркое. Мертвое море, лежащее на территории Израиля, находится на 400 м ниже уровня океана и является самой низкой точкой местности. Местные жители орошают земли и используют их для земледелия.

Рельеф Западного берега в основном равнинный, покрытый небольшими холмами и пустыней. Леса занимают всего 1% площади, которая составляет 6,2 тыс. кв. км. Здесь Палестина граничит с Иорданией.

Второй частью страны является Сектор Газа, территория которого представлена холмами и песчаными дюнами. Климат сухой с очень жарким летом. Граница Сектора Газа проходит с Израилем на протяжении 62 км.

Сектор Газа омывается на западе Средиземным морем, на юге граничит с Египтом. Население Сектора Газа представлено в основном арабами, бежавшими с израильской земли более 60 лет назад. Сегодня в Газе живут потомки беженцев.

В целом население Палестины по данным на 2017 г составляло 4,9 млн. человек. В численном отношении мужское и женское население почти одинаково, естественный прирост положительный. Для страны характерны миграционные процессы. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения соответственно составляет 72 и 76 лет.

Арабский язык – это официальный язык государства, но также распространено знание иврита, английского и французского.

Замечание 2

Надо сказать, что не только в период британского мандатного правления, но и современные политические границы искусственны и не обозначают географическую или культурную область.

Природные условия Древней Палестины

Если территорию Палестины рассматривать с исторической точки зрения, то она делилась на три части:

  1. северная часть – земли прибрежной равнины до Средиземноморских территорий Галилеи;
  2. центральная часть – Самария, находившаяся в северной стороне от священного Иерусалима;
  3. южная часть – Иудея.

Установлены были такие границы согласно библейским писаниям. Земля Палестины протянулась от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова.

Восточная граница проходит с сирийско-месопотамской степью, западная граница выходит к берегам Средиземного моря, у побережья которого протянулась плодородная низменность, открытая морским ветрам.

В северной части Палестины проходит горный хребет Кар-мел, отделяющий низменность от Финикии. Холмистое нагорье проходит к востоку от низменности, где в ранние века население занималось земледелием и скотоводством.

Ещё восточнее страну рассекает узкая долина реки Иордан, впадающей в Мертвое море.

Некоторые области, лежащие к востоку от реки, были очень плодородны, например, страна Башан, где выращивали продукты сельского хозяйства.

Палестинские земли к западу от Иордана поднимались нагорьем. Плоскогорья Восточной Палестины больше подходили для животноводства.

Горные области Западной Палестины, особенно южной её части, были неплодородны. Они носили название «горы Эфраима» и «горы Иуды».

Узкая долина Иордана почти на всем протяжении зарастала тростником и была похожа на джунгли, в которых обитали хищные животные. По берегам реки росли густые леса и кустарники, но сама река не стала жизненной артерией страны, скорее всего она была границей между Западом и Востоком страны.

Расположенные за Иорданом степи постепенно переходили в Сирийскую пустыню. В сухую гористую пустыню переходит крайний юг Палестины, протянувшуюся в сторону Синайского полуострова.

Перешеек, отделяющий Палестину от Египта, занят сухой и пустынной низменностью. Природа не наградила Палестину естественными богатствами.

В древности на востоке и юге страны ещё сохранялись леса, похожие на рощи. Высоких деревьев было немного, да и то, если они встречались, то население считало их обиталищем божества. Необходимый лес привозили из соседних стран.

В недрах Палестины были месторождения глины. Как хорошее керамическое сырье её использовали для производства кирпича и сосудов. Кирпич использовали для постройки городских и крепостных стен, для сооружения зданий.

Замечание 3

Таким образом, северная и центральная части Палестины были более всего благоприятны для развития земледелия и в древности были густо заселены. Здесь проходили миграционные пути из Африки в Азию и обратно, и на протяжении всей своей истории Палестина играла роль своеобразного моста между Западом и Востоком.

Занятия палестинцев

В хорошо увлажненных районах Палестины население перешло к оседлому образу жизни и занималось земледелием, а горные и степные племена вели ещё кочевой образ жизни.

Население ещё в III веке до н.э. сумело одомашнить некоторых животных, среди которых были длиннорогие быки, овцы, козы, ослы, собаки.

На распаханных землях с помощью примитивной техники сеяли овес, пшеницу, просо, ячмень. Большую роль в земледелии играла мотыга, постепенно уступившая место плугу. Поспевший урожай собирали с помощью серпов, снабженных кремневыми зубьями. На земле выращивали не только зерно, но и разводили сады – финиковые пальмы и виноградники, смоковницы, гранаты, выращивали маслины.

Маслины шли на производство оливкового масла, которое египтяне вывозили из Палестины в огромных количествах. На базе виноградарства развивалось виноделие.

Население Палестины занималось не только сельским хозяйством, большое развитие получили ремесла – развивалось строительное дело и крепостное строительство с применением кирпича и строительного камня.

Из кирпича делали каменное оружие и орудия труда – это были каменные топоры, мотыги, тесла, кремневые лезвия серпов.

Постепенно на смену камню пришел металл – медь и бронза. Бронзовые кинжалы, топоры, статуэтки датируются II тысячелетием до н.э.

Использование железа в Палестине относится к XII-XI векам до н.э. и идет оно не только для производства оружия, но и орудий для сельского хозяйства.

Весомое место занимает прядение и ткачество, возникшее, возможно, под влиянием Египта. Изготавливали льняные и шерстяные ткани, придавали им цвет и наносили красивые узоры.

Наличие качественной глины способствовало развитию гончарного дела. В это время была хорошо развита караванная торговля. Из Палестины вывозили пшеницу, фрукты, лен, кожу, изделия ремесла. Ввозили микенские сосуды, ремесленные изделия, зерно, мирру.

Как можно было предположить, даже бегло ознакомившись с современной историей Палестины, что география Палестины носит довольно спорный характер, ведь библейская версия расположения палестинского государства носит такой же спорный характер, как и современная.

Современная география Палестины

На сегодняшний день современная география Палестины претерпела существенные изменения. Так в частности те территории, которые исторически относили к Самарии и Иудее в современной научно-популярной литературе именуется не иначе, как «Западный берег реки Иордан».

Время Палестины

С учетом того, что географические координаты государства определяются, как 31°30′ северной широты и 34°45′ восточной долготы, то местное относится к международному часовому поясу UTC+02:00 или EET.


Климат Палестины

С учетом того, что Палестина , ее основная часть является пустыней, и не попадает под существенное влияние морских воздушных масс, определяется, как средиземноморский. При этом с наличием межсезонного влияния охлажденных потоков воздуха поступающего с Иудейской пустыни. Однако несмотря на это география Палестины остается довольно удобной.


Погода Палестины

Так, как значительная часть территории Палестины, представляют собой пустыни, а так же отсутствует существенное влияние на климат этой территории, воздушных масс Мертвого моря, в основном характеризуется положительной температурой на протяжении практически всего года, при выпадении незначительного количества осадков.


Природа Палестины

Так, как на природный мир любой территории существенное влияние оказывает климат, то характеризуется довольно скудным перечнем, как растительного мира, так и фауны. При этом стоит отметить, что значительная часть крупных млекопитающих Палестины были истреблены еще в начале минувшего столетия. Однако богатая история и культура, вследствие чего множество древних достопримечательностей, делают