Затонувший паром зенобия. «MS Zenobia» уносит жизни дайверов

Остров Кипр расположен в Средиземном море. Чистая вода, специфичный рельеф дна, видовое разнообразие рыб и морских животных, затонувшие и затопленные специально для дайверов корабли и статуи. На Кипре есть дайв-сайты, доступные новичкам, и места, где погружаются только опытные дайверы-любители и дайвинг-профессионалы.
Сезон дайвинга на Кипре длится с мая по ноябрь, лучшее время для активных погружений - с июля по сентябрь. Зимой температура воды 16 градусов, летом прогревается до 29.
Дайвинг-центр RuDIVE предлагает дайв-туры на Кипр, в программе которых погружения на популярных дайвинг-сайтах.

Популярные места для дайвинга на Кипре

Погружения на Кипре предлагают с катера и с берега. Особенность дайвинга на Кипре в том, что дайв-сайты расположены близко друг к другу и доступны из любого места, где активные путешественники остановились на отдых. Поэтому выбирайте места, где погружаться, исходя из уровня дайвинг-подготовки.

  • мыс Греко - шесть дайв-сайтов. Популярные на Кипре пещеры, рэки, морские животные;
  • Протарас, Айя Напа - шесть-семь мест для дайвинга. Подводные гроты, пещеры, морская фауна;
  • Ларнака - семь сайтов. Рэки, включая паром «Зенобия»;
  • Лимассол - десять точек для дайвинга. Пещеры, гроты, рыбы, морские животные и два-три рэка;
  • Пафос - восемь мест для погружений с традиционным для Кипра набором: подводные пещеры, рифовые стенки, туннели, рэки;
  • Лачи - предлагается двенадцать дайв-сайтов, на одном из которых вероятны встречи с морскими черепахами;
  • Полис - шесть дайв-сайтов. Вертикальные стены, затонувшие объекты, рифы с морскими обитателями.

«Визитная карточка» дайвинга на Кипре - рэк «Зенобия».


Мыс Греко

Популярное на Кипре место для дайвинга, благодаря хорошей видимости и подводным пещерам, где погружаются дайвинг-новички, опытные дайверы-любители, профессионалы.

  • Каньон на мысе Греко. Дайвинг начинается с берега, проходит вдоль подводных скальных стенок, затем дайверы выплывают на песчаное дно. Встречаются осьминоги, мурены, скаты. Погружение доступно опытным дайверам, глубина 17-30 метров.
  • Рэк «Либерти». Специально затопленное для дайверов судно лежит на песчаном дне. Из-за глубины 27 м погружение на затонувший корабль доступно дайверам-любителям с минимальным уровнем AOWD. Доставка к месту дайвинга на лодке.
  • Коннос бей. Дайв-сайт, где предлагают погружаться новичкам и опытным дайверам. Глубина 40 метров, погружение доступно с берега или с катера. Подводные валуны, рифовые стены, покрытые морской травой поляны. Встречаются груперы, морские звезды, мурены, молодняк барракуд, другие виды рыб. Опытные и технические дайверы могут по крутому склону спуститься на 40 м глубины.
  • Пещеры. Самое популярное место для дайвинга на Кипре. Лабиринт подводных пещер, пронизанных лучами света, проникающими сквозь щели, многочисленными входами и выходами. Максимальная глубина 12 метров, заход в воду с берега, поэтому пещеры доступны новичкам. В них живут рыбы-солдаты, хромисы, флейты, груперы, голожаберные моллюски. В июне-июле сюда приплывают тунцы. Во время ночного дайвинга в пещерах встречается осьминог.


Поселок Протарас и город Айя-Напа

Протарас и Айя Напа находятся рядом, поэтому строгого разделения между ними нет, и места для дайвинга подходят любителям плавания в туннелях и пещерах.

  • Зеленая бухта. Грин бей расположен между Айя-Напой и Протарасом, погружение доступно с берега. Место подходит для детского дайвинга, для новичков, для проверочного погружения опытных дайверов - чек-дайва. Максимальная глубина 11 м. Во время плавания можно увидеть стайки прикормленных рыб, иногда приплывают черепахи. Подводные «античные» статуи напоминают о древней истории Кипра и стали популярным местом, где дайверы любят делать подводные фотографии.
  • Рыболовецкое судно «Немесис III» на Протарасе. «Молодой» рэк затоплен специально для дайвинга, глубина 24 м. Доступен дайверам продвинутого уровня, погружение доступно с лодки.
  • Затонувший катер «Кериния». В Айя-Напе на глубине 20 метров лежит рэк - полицейский катер, затопленный в 2015 году у берега для создания искусственного рифа. Доступен для погружений начинающих дайверов.


Город Ларнака

  • Затонувший паром Zenobia. Шведский паром входит в десятку популярных затонувших объектов. В первую очередь ради дайвинга на «Зенобии» дайверы едут на Кипр. Затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнака. Вместе с паромом пошел ко дну груз - грузовики, армейское снаряжение, игрушки «Лего» и прочее. «Зенобия» лежит на глубине 17-42 метра. Паром в хорошем состоянии, он стал искусственным рифом, его заселили морские обитатели. Дайверы-любители осматривают его снаружи, профессионалы глубоководники заплывают внутрь. Во втором трюме стоит автомобиль «Жигули» «копейка». Проникновения во второй трюм и машинное отделение - декомпрессионные.
  • Затонувшее судно «Александрия». Небольшое деревянное рыболовецкое судно затонуло несколько лет назад, лежит на глубине 25-30 метров. Для его активного осмотра хватит одного погружения. Сюда приплывают тунцы, барракуды, другие виды рыб. Погружение доступно с катера, рекомендованный уровень дайвинг-подготовки - Advanced Open Water Diver + Enriched Air Diver.
  • Другие места для дайвинга. В районе Ларнаки отмечены другие дайвинг-места. Новичкам, только начавшим плавание с аквалангом или дайверам, у которых мало опыта погружений, доступны дайв-сайты: риф осьминогов, британский БТР Jetty, богатое морской жизнью место - Sheep Dip. Рифы Кейп Пила на мысе Пила, доступные с берега, можно предложить начинающим дайверам-любителям, опытным дайверам. Профессионалам и техническим дайверам рекомендуем затонувший на 33 метрах глубины крейсер «Крикет» и погружение на подводную скалу-гриб Машрумз рок на 50 метрах, обжитую морскими обитателями.


Город Лимассол

Место для активных любителей дайвинга на затонувшие объекты. Рэки лежат на разной глубине, поэтому одни доступны новичкам, например британский «Купер» на 9 метрах глубины, Three Star на 7 метрах. Другие рекомендуют только опытным дайверам, например затонувшая вертикально яхта «Диана». Тут же, среди рэков, населенные рыбами и животными дайв-сайты: комплекс каверн и пещер на 14 метрах, арка на 20 м и др.

Ориентировочные цены на дайвинг на Кипре

  • два погружения за один день - от 87 евро;
  • ночное погружение - от 45 евро;
  • пять дней дайвинга по два погружения в день - от 380 евро.

Ориентировочная программа

1 день
Вылет из Москвы, аэропорта Шереметьево , рейсом SU-2070 а/к «Аэрофлот», в 20:00, прилет в Ларнаку в 23:50. Встреча в аэропорту с принимающей стороной, трансфер в выбранный отель.

2 день
Утром приезд в дайв-центр, сбор снаряжения, оформление документов. Выезд на мыс Греко: погружения в районе Green Bay и в гроты.

Зеленый залив - удобное место для проведения пробных погружений (чек-дайвов), максимальная глубина 11 метров.

3-6 день
Погружения на рэк «Зенобия».

Шведский паром входит в десятку лучших затонувших объектов, представляющих интерес для дайверов. Длина парома 172 м, ширина 23,4 м. Из-за технических неисправностей паром затонул 7 июня 1980 года в районе бухты Ларнаки во время своего первого путешествия в Сирию. Чтобы не мешал судоходству, его, еще не затонувшего, но уже наполняющегося водой, отбуксировали на 1,5 километра от берега. Вместе с паромом пошел ко дну и его груз - 108 грузовиков, электрические приборы, армейское снаряжение, игрушки Lego, продукты питания и прочее. Zenobia лежит на глубине 17-42 метра. Паром находится в отличном состоянии и представляет собой увлекательное зрелище как для желающих поплавать снаружи, так и для технических дайверов, совершающих проникновения внутрь капитанского мостика, ресторан, верхнюю загрузочную палубу, кают-компанию и др. В настоящее время паром представляет собой искусственный риф, населенный разнообразными морскими обитателями.

7 день
Свободный день, можно собраться на обзорную экскурсию по острову.

8 день
Отправка в аэропорт. Регистрация на рейс SU-2075 Ларнака - Москва, вылет в 19:20. Прилет в Москву, Шереметьево , в 23:05.

Маршрут поездки и программа погружений ориентировочные, и могут быть изменены организаторами в зависимости от погодных условий и в интересах безопасности участников путешествия.

Ориентировочная стоимость тура

Размещение в отеле San Remo 2*:

  • ½ DBL - 1050 евро
  • Одноместное размещение - 1215 евро

​Размещение в отеле Lardos 4*:

  • ½ DBL - 1335 евро
  • Одноместное размещение - 1560 евро

​Размещение в отеле Golden Bay 5*:

  • ½ DBL - 1375 евро
  • Одноместное размещение - 1675 евро

В стоимость включено:

  • авиаперелет Москва - Ларнака - Москва, а/к Аэрофлот, эконом-класс*;
  • размещение в отеле выбранной категории на 7 ночей, питание завтрак, ужин;
  • групповой трансфер аэропорт - отель - аэропорт.

*Стоимость пакета может варьироваться в зависимости от наличия мест и тарифов авиакомпании


В стоимость не включено:

  • дайвинг-программа: 5 дней по 2 рекреационных погружения (аренда грузов, баллонов, услуги инструктора RuDIVE) - 480 евро. Возможна организация технических погружений;
  • найтрокс, тримикс, аренда снаряжения;
  • чаевые;
  • экскурсия по острову;
  • визовая поддержка - 40 евро;
  • страховой полис «Медицина + дайвинг», до 20 дней - 40 евро.

Кипр в частности его южное побережье известно наличием большого количества рэков, как доисторических так и относительно современных. Достаточно подобрать и купить тур на Кипр, для того чтобы убедиться в справедливости утверждения про первое место шведского парома Зенобия среди дайв-сайтов Кипра (паром также входит в десятку лучших мировых рэков).

Являясь главной подводной достопримечательностью Кипра – Зенобия может претендовать также на звание одного из наименее мрачных мировых рэков – кораблекрушение обошлось без жертв , команду вовремя эвакуировали.

Поражают размеры корабля, океанский паром «Zenobia» - корабль не просто огромный, только для поверхностного его осмотра понадобится около шести погружений. Многие дайверы проходят на этом корабле курс advanced open water diver. Корабль лежащий на доступных рекреационных глубинах в гавани Ларнаки в полутора километрах от берега словно предназначен для этого.

Правый борт парома находится в 16-18 метрах от поверхности, а дно под левым бортом уже на 42.

Средиземноморский Титаник – сравнительное название Зенобии довольно часто повторяемое дайверами, оба корабля затонули в первом рейсе, правда в отличии от Титаника на борту Зенобии обошлось без жертв.

Шведский паром Зенобия отправившийся в июне 1980г. в свой первый рейс из Греции в Сирию на тот момент был оснащен по последнему слову науки и техники. Основной груз на борту перевозимый паромом около сотни 40 тонных грузовиков. Спустя некоторое время после выхода в районе греческих островов паром стал кренится на левый бок, возникли проблемы из за неполадки бортового компьютера отвечающего за распределение воды в балластных отсеках. Проблема была устранена и до прихода в гавань Ларнаки не возникала.

В порту Ларнаки уже у причальной стенки крен влево возобновился, к тому же многотонные грузовики закрепленные цепями сместившись только усилили проблему. Попытки как то изменить положение к успеху не привели, да еще и система автоматики начала заполнять водой часть трюмов, и вскоре когда крен достиг 45 градусов было принято решение эвакуировать экипаж и отбуксировать паром подальше от берега в более глубокое место, чтобы Зенобия не заблокировало вход и не парализовала работу порта Ларнаки.

Зенобия затонула не сразу , наблюдатели еще долго фотографировались на фоне тонущего исполина. Паром ушел на дно (42 м.) левым бортом, расстояние от правого борта до поверхности 16-18 метров, винты на 27-36 м. В хорошую, ясную погоду с борта самолета можно увидеть Зенобию лежащую под водой в бухте Ларнаки.

В этой истории много белых пятен, по официальной версии паром затонул в результате неисправности компьютера распределения баланса, но звучали также версии вредительства с целью получения страховки владельцами парома, не обошлось также без версии причастности к гибели Ближневосточных служб безопасности. По крайней мере официальная версия со сбоем компьютера выглядит довольно убедительно.

Доступность , большое количество разнообразных помещений и отсеков, внутренних переходов побуждают дайверов снова и снова погружаться на этот подводный объект каждый раз открывая для себя что то новое. Груз перевозимый паромом включая 108 грузовиков остался на судне в момент катастрофы. Палуба парома практически перпендикулярна дну, но многие грузовики до сих пор остаются прикованные к ней со всем своим грузом, остальные висят на цепях или разбросаны по морскому дну.

Поверхностный осмотр и дно вокруг парома где разбросан разнообразный груз может занять не одно погружение учитывая размеры корабля, хотя некоторых сразу интересуются внутренними отсеками. Капитанский мостик, радиорубка, ресторанный зал, грузовые палубы, различные коридоры и переходы, на судне большое количество помещений различного назначения.

Ну и конечно здесь можно встретить большое количество морских обитателей, так как со временем Зенобия превращается в огромный рукотворный риф.

Не стоит забывать, что лабиринты внутренних отсеков корабля требуют тщательного планирования погружений. Также необходимо соблюдать осторожность рядом с «прикованными» грузовиками длительное нахождение в соленой воде ослабляют крепеж и цепи. Для более детального обследования корабля на средних глубинах лучше использовать нитрокс, увеличивая тем самым бездекомпрессионное донное время.

Лучшее время погружения на паром Зенобия считается с мая по октябрь , но при наличии сухих костюмов паром доступен практически круглый год. Видимость в районе парома приблизительно 35 метров.

Общая информация, характеристики Шведского Парома Зенобия:

Паром класса RORO – Roll- on/roll-of – означает, что основной груз автомобили трейлеры или вагоны – не загружаются кранами а закатываются самостоятельно.

Регистрационный номер по Ллойду 7806087

Построен в 1979 году, компанией Kockums, Швеция

Общая длина: 172,02 метра

Ширина: 23,04

Осадка: 13,01м

Водоизмещение: 12000 тонн

Мощность двигателей: 18760л/с

Максимальная скорость: 21,5 узлов


P.S. Многие отдыхающие по состоянию здоровья или иным причинам не могут заниматься дайвингом. Для них в Ларнаке на лодке Садко (туристической субмарине с иллюминаторами) организуется 50 минутная экскурсия к шведскому парому Зенобия.

В субботу, 15 декабря, группа дайверов прикрепит рождественские украшения к затонувшему в 1980 году у берегов Ларнаки шведскому парому «Зенобия». Аксессуары и игрушки выполнены из нетоксичных нерастворимых материалов. После Рождества они будут сняты с находящегося на глубине 42 метра судна. Начало акции запланировано на 10 утра. Ее окончание дайверы намерены отпраздновать.

ПЕРВЫЙ РЕЙС ШВЕДСКОГО ПАРОМА

Напомним, что причины крушения «Зенобии» до сих пор остаются предметом споров. Построенный в 1979 году в Мальмё паром водоизмещением 12 тысяч тонн вышел в первый рейс (из Швеции в Сирию) 4 мая 1980 года. На борту «Зенобии» находились 108 грузовиков, а также оборудование и продовольствие, предназначенные для реализации в странах Восточного Средиземноморья.

«Зенобия» благополучно прошла через Гибралтар, сделала заход в порт Ираклион на Крите, а затем отправилась в греческий порт Пирей, чтобы устранить неполадки в системе водных балластов. После ремонта в Пирее корабль взял курс на сирийский порт Латакия, однако вскоре выяснилось, что повреждения не устранены и «Зенобия» отправилась в ближайший порт - Ларнаку.

Компьютерная система балансировки парома дала сбой и «Зенобия» сильно накренилась на левый борт. Команда механиков выровняла крен до 5 градусов, после чего капитан отдал приказ покинуть корабль. Перед этим по просьбе кипрских властей капитан отвел «Зенобию» на две мили от берега. В течение трех дней судно погружалось в Средиземное море и 7 июня 1980 года окончательно ушло под воду.

А ВЫ КАТАЛИСЬ НА РОССИЙСКОЙ ПОДЛОДКЕ?

В нулевых годах опуститься к «Зенобии» - в зеленовато-синий хаос покореженного металла, мимо огромных лопастей кормовых винтов, застывших навсегда - можно было на российской подводной лодке «Садко», построенной в 1997 году в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро «Рубин».

Из бездны постепенно появлялись очертания 172-метрового монстра. Затонувший корабль оброс похожими на вату зелеными водорослями, из которых выступает в изумрудном полумраке россыпь каркасов, трапов и автомобилей. 108 грузовиков лежат на боку штабелями, свисают с палубы на цепях, разбросаны по дну.

Грузовики и рефрижераторы выглядят как детские игрушки, хаотично раскиданные капризным хозяином, а носовая часть «Зенобии» напоминает космический корабль инопланетян. На палубе - относительный порядок, если, конечно, не обращать внимания на то, что судно лежит на левом борту.

ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕ ПОДВОДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

Поднимать «Зенобию» нет никакого смысла. Лежа на дне, она приносит гораздо больше прибыли. Уже 38 лет и зимой, и летом к парому погружаются сотни любителей подводного плавания, многие из которых прилетают на Кипр только ради «Зенобии». Затонувший паром, переходы и коридоры которого сплелись в невероятный лабиринт - идеальный полигон для совершенствования навыков аквалангистов.

!!! - Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в

В акватории Ларнаки находится затонувшее судно «MS Zenobia» – ради того, чтобы попасть на судно, осмотреть его изнутри и проплыть по его корридорам, на Кипр едут дайверы с других континентов. «MS Zenobia» лежит на глубине 42 метров (138 футов).

Судно сошло с верфи Kockums Varv AB в Швеции в конце 1979 года и затонуло неподалеку от Ларнаки в июне 1980 года - примечательно, что это был первый рейс «Зенобии ». Грузовое судно водоизмещением 10 000 тонн, длиной 178 метров и шириной 28 метров в конце мая 1980 года вышло в свой первый рейс из шведского порта Мальме , куда ему не суждено было вернуться. Судно направлялось в сирийский порт Тартус . Неполадки с герметичностью нижней палубы обнаружились уже в пути и 5 июня судно пришвартовалось в порту Ларнаки. Через день судно вышло из порта и встало на якорь в 1,5-2 км от берега. Ранним утром 7 июня около 2.30 судно затонуло. На борту находились новые грузовые и легковые автомобили, которые «Зенобия» увлекла с собой на дно моря. Стоимость груза составляла около £200 млн. К счастью, члены экипажа успешно эвакуировались заранее и никто не пострадал.


Через некоторое время после этого инцидента затонувшее судно стало излюбленным местом для погружения у дайверов и в настоящее время входит в десятку лучших мест для дайвинга во всем мире.

В четверг, 13 марта 2014 произошел третий по счету несчастный случай, связанный с «Зенобией» – погиб 57-летний турист из Великобритании . Как стало известно, мужчина лишился чувств во время погружения. Друзья доставили его на берег, но им не удалось привести его в сознание. Тело дайвера было транспортировано в госпиталь Ларнаки, где врачи констатировали смерть. Морская полиция провела осмотр места происшествия – возможно, смерть наступила в результате несчастного случая. Точная причина смерти будет установлена в ходе патологоанатомического вскрытия, но, согласно предварительному заключению, смерть наступила в результате асфиксии из-за произошедшего на глубине сердечного приступа.

Предыдущая жертва «Зенобии» - Катерин Викар, тоже являвшаяся гражданкой Великобритании. Она совершала погружения у места затопления «Зенобии» с группой дайверов летом 2010 года, это было ее третье погружение.

В 2003 году еще один британец, Дин Эндрю Херне, утонул в этом же самом месте. Он, как и Катерин Викар, потерял ориентир, оказавшись внутри затонувшего судна, запаниковал, и снял кислородную маску и прочее снаряжение, пытаясь выбраться из чрева «Зенобии».


Погружения на «Зенобию» являются существенной статьей доходов многочисленных дайвинг-центров, организующих экскурсии дайверов, приезжающих на Кипр со всего мира. Затонувшее судно является интереснейшим объектом для погружений для дайверов всех уровней. Одна сторона «Зенобии» находится сравнительно неглубоко – до нее около 16 метров от поверхности воды, и она подходит для погружений начинающих дайверов. Внутренняя палуба судна, а также жилые помещения для экипажа и грузовой отсек – крайне интересные, но в то же время исключительно опасные места, требующие внимания, опыта и большой сноровки. Удовольствие от пребывания там доступно лишь очень опытным дайверам под контролем инструкторов. Но даже это, как известно, не может гарантировать безопасность погружения. Человек, рискующий бросить вызов стихии и забраться внутрь затонувшего корабля, лежащего на большой глубине, должен отдавать себе отчет в риске и рассчитывать на свои силы и знания: в случае непредвиденных обстоятельств помощь может просто не успеть, ведь в случае проблем с кислородом счет идет на минуты и даже секунды.

Тем не менее, «MS Zenobia» продолжает магнитом притягивать любителей приключений со всего мира.