Сплав по реке белая отчет кубань. Сплав по рекам большой зеленчук, кубань, аксаут

На реке Кубани и всех ее притоках туристский сплав возможен с марта по ноябрь. В другое время года идти не рекомендуется. Поскольку Кубань ниже Краснодара, Краснодарское водохранилище и река Протока судоходны, то туристы-водники, идущие по маршруту, должны знать Правила плавания по внутренним водам РФ и судоходную обстановку в этом районе. Хорошая транспортная доступность создает благоприятные условия для выбора маршрута. Основная опасность при сплаве - завалы и коряги, острые камни и промышленный мусор. Не исключена возможность переворота. Поэтому каждый участник водного похода должен иметь спасжилет.

Предлагаем краткие описания некоторых некатегорийных и походов 1 к.с. по Кубани и ее притокам.

100 км - Ачуево, 120 км

Кроме этих маршрутов мы можем предложить для любителей водного туризма лодочный или байдарочный маршрут "По Азовскому побережью"

(описан в книге К.А.Горшенева "Путешествия по Краснодарскому краю").

Нитка маршрута: г.Темрюк - пос.Ачуево - г.Приморско-Ахтарск - ст.Камышеватская - ст.Должанская - г.Ейск.

За время путешествия туристы увидят действующие грязевые вулканы, камышовые "джунгли", плантацию индийского лотоса, озеро Ханское с целебными грязями, сероводородные источники, познакомятся с приазовскими городами.

Путь от Темрюка до Приморско-Ахтарска занимает 4-5 дней, далее до Ейска еще 3-4 дня. На маршруте много удобных мест для стоянок, плавни и лиманы богаты рыбой и дичью. Животный мир представлен перелетными утками, чайками, выпью, серыми цаплями, пеликанами, бакланами, удодами. Из-за недостатка дров лучше брать с собой или примус, или газовые горелки.

Из рек Черноморского бассейна спортсмены-водники отдают предпочтение рекам Мзымта и Шахе. Некоторые сочинские маршруты используют для коммерческого сплава рафты - судна, пришедшие с Запада и внешне напоминающие наши катамараны.

В последнее время новый виток популярности приобретает водный туризм Краснодарского края . Многочисленные водные маршруты поражают своим разнообразием и уникальностью. Основной водной артерией для занятий туризмом на воде является река Кубань. На всех её полноводных притоках с ранней весны и до поздней осени, для туристов может быть организован сплав на байдарках и рафтах.

Горный туризм Краснодарского края

Река Кубань расположена ниже города Краснодар в бассейне Краснодарского водохранилища. Сама река и её протока судоходные, в связи с этим, туристы обязаны соблюдать основы правил плавания по внутренним артериям России, а так же особенности и обычаи судоходства данного района. В процессе сплава нередко подстерегают опасности в виде подводных камней, потопленных коряг деревьев и разного мусора, поэтому нужно быть предельно внимательным и осторожным, так как известны случаи переворотов с тяжелыми последствиями для здоровья. В обязательном порядке, абсолютно всем участникам сплава не зависимо от опыта и стажа, нужно надевать спасательный жилет.

Далее рассмотрим наиболее популярные маршруты на реке Кубань, входящие в основной водный туризм Краснодарского края. Направление Невинномысск – Армавир включает в себя прохождение населенных пунктов Кочубеевское, Надзорное, Успенское, Убеженское и завершается в городе Армавир. Общая протяженность сплава составляет 117 км. Начало на левом берегу Кубани в 200 метрах от плотины. Неплохой вариант отдохнуть по маршруту Армавир-Кропоткин. В этом месте река полноводная и объемная. Проплываем мимо селения Красная Поляна на левом берегу, а на правом - станции Прочноокопская, которые связаны мостом. Сплавляясь по течению, справа по ходу движения вы обязательно увидите лесную сторожку, которая послужит вам удобным местечком для уютного ночлега. На маршрут — Краснодарское водохранилище, можно отправляется с любой точки на его берегу. Важно находиться подальше от гидротехнических сооружений. Наиболее приемлемый вариант: по реке Кубань от города Усть-Лабинск и далее сразу спускаемся в водохранилище.

Водный туризм Краснодарского края представлен не только рекой Кубань, но и другими водными маршрутами. Любителям лодок и байдарок, вне сомнения придется по душе маршрут вдоль Азовского побережья. Замысловатая ветка направления пролегает вдоль населенных пунктов города Темрюк, поселка Ачуево и небольшого городка Приморско-Ахтарска. Далее рядом со станцией Камышеватская до станции Должанская, и завершается у города Ейск. На всем протяжении недельного увлекательного путешествия, туристы смогут насладиться чередой «оживших» вулканов из грязи, «джунглями» из камышей. Проплывут через заросли индийского лотоса, а так же Ханского озера с лечебными грязями и источниками сероводорода.

Кроме того, маршрут имеет бесчисленное множество удобных стоянок и лиманов для отдыха. Местная фауна представлена утками, цаплями, удодами и другими птицами. Дров в пути следования практически нет, поэтому в идеале взять с собой газовую плитку. Для более спортивного и экстремального сплава, профессионалы выбирают горные реки Шахе, Мзымта, Белая. Протяженность водных маршрутов на этих речках составляет от 6 до 18 километров, в зависимости от сложности спуска и опыта туристов.

Водный туризм Краснодарского края — видео сплав по реке Белая

Расписание тура

Первый день
Маршрут стартует в поселке Хурзук. Туристы знакомятся, разбивают лагерь. После подробного рассказа о маршруте и инструктажа - ужин и ночевка.

Второй день
Старт сплава. Вместе с инструктором туристы отрабатывают технику, обучаются правильному причаливанию. Обед - на суше. Вторая ночевка в районе каньона Аммонит.

Третий день
Прохождение порогов каньона Аммонит. Здесь рафтеров ждут пороги четвертой категории сложности, после которых сложность маршрута снижается. Проход через каньон Каменномостский - первая, вторая и третья сложность маршрута.
После прохождения Каменномостского, рафты по суше переносят через порог Желоб, который имеет пятую категорию сложности и предназначен для преодоления только профессиональными спортсменами-рафтерами. После того, как рафты вновь спускают на воду, туристов ждут пороги второй и третьей категории сложности.
Вечером третьего дня маршрут заканчивается в селе Заветное, откуда рафтеров доставляют до их транспорта.

Преимущества сплава по реке Кубань

  • Профессиональные инструкторы. Сплав проводят спортсмены-профессионалы, среди которых вице-президент федерации рафтинга Адыгеи. Перед стартом проводится исчерпывающий инструктаж. В течение всего сплава инструктор контролирует рафтеров.
  • Выдача экипировки. В стоимость включена цена проката оборудования для сплава и ночевки: защитные каски с креплением под экшен-камеру, специальная обувь, спасательные жилеты и гидрокостюмы. Для ночевки - котелки, палатки и спальные мешки.
  • Безопасность. Весь маршрут сплава по реке Кубань исследован и изучен инструкторами. В течение всего маршрута они контролируют сплав, находясь непосредственно на борту рафтов.
  • Позитивные эмоции. Маршрут сплава проходит по живописным местам, сам процесс прохождения порогов и ночевки под открытым небом подарят вам позитивные эмоции и незабываемые впечатления.
  • Доступные цены. Стоимость трехдневного сплава с предоставлением рафтов, снаряжения и услугами профессиональных инструкторов вас приятно удивит.

О маршруте

Маршрут сплава по реке Кубань доступен для прохождения с середины мая до конца октября. Маршрут проходит по узкой долине, поросшей смешанным лесом. Пороги на маршруте - это каменистые участки, нагромождения валунов и метровых валов.

Самое серьезное препятствие на маршруте - каньон Аман-Хит. Здесь в русле реки много скальных обломков и крупных валунов, крутых сливов и пенных ям между камнями. Последний участок каньона подарит наибольшее количество эмоций и драйва - здесь река ускоряется и оставляет мало времени для маневрирования между большими обломками скал. Для этого участка маршрута характерны высокие валы воды с запрокидывающимися вершинами. Перед прохождением этого участка обязательна предварительная разведка порогов.

За каньоном следует отрезок пути с порогами первого второго и третьего уровня сложности - Каменномостский порог. Маршрут на этом участке практически полностью состоит из каменистых шивер и круто падающих участков с надводными камнями. В этих местах валы в шиверах достигают полутора метров. Верхний Каменномостский порог - это короткое и крутое падение русла, с большим количеством подводных камней. Из-за камней образуется пена, которая не дает рассмотреть поток.

В конце этого отрезка - порог Желоб, который слишком сложен для преодоления туристами, так как он представляет собой узкий проход между скалами и практически равномерным падением реки с шестиметровой высоты на протяжении семидесяти метров. Этот порог обходят по суше.

После этого маршрут сплава по реке Кубань ныряет в голую, безлесную долину. Русло каменистое и изобилует затяжными шиверами. Река становится мощнее и полноводнее.

Следующий участок пути проходит в крутых изгибах русла, над которым нависают козырьки песчаника. Пороги на этом участке - искусственного происхождения. Это порог Печка - снесенная в воду огромная печь, бывшая плотина и порог Арматурный - остатки смытого участка железнодорожного полотна.

Последний участок пути спокойный, с порогами первого-второго уровня сложности, редкими шиверами. Река делится на несколько рукавов, в которых масса снесенных деревьев и корневищ. За конечной точкой маршрута Кубань широко разливается, переходя в перегороженное плотиной водохранилище.

Учитывая, что сплав проводится под контролем опытных инструкторов-рафтеров, опасности для туристов маршрут сплава по реке Кубань не представляет.

Водный спортивный поход по Кавказу 3 КС, сплав по рекам Большо Зеленчук, Кубань и Аксаут. Поход состоялся летом 2017 года. Задача на поход — покатать новые реки, получить опыт прохождения технически трудных кавказских порогов, включая слаломные навыки при трудном маневрировании. Во время похода на всех трёх реках был очень высокий уровень воды. Поход не обошёлся без ЧП, и отметился оверкилем перед порогом «Пушка» на реке Большой Зеленчук, а так же массовым оверкилем катамаранов в пороге «Аманхыт» на реке Кубань.

Сплав по реке Большой Зеленчук

Сплав по реке Большой Зеленчук — это активное захватывающее мероприятие. Река берёт начало высоко в горах Северного Кавказа, выше посёлка Архыз. Длина реки более 100 км, большая часть которых бурная и порожистая. Пороги здесь до 4 КС (порог «Пушка», «Четвёртый взрывной»), при этом они трудные при любом уровне воды. При понижении уровня воды появляются обливные камни, валуны, усложняется лавировка. При повышении уровня воды образуются огромные пенные котлы, высота валов возрастает до 2 метров и более.

Сплав по реке Большой Зеленчук отличается разнообразием препятствий, порогов и окружающих видов. Обстановка постоянно и стремительно меняется. Долина реки то расширяется, то сужается в каньоны. Сплав возможен на катамаранах, рафтах, байдарках, каяках. Большинство порогов возможно осмотреть с берега и обнести.

Мы своей группой из 10 человек добирались до реки почти двое суток. Приехали ночью, в полной темноте и под дождём ставили лагерь, быстро ели и отдыхать. Были уверены, что встали на пороге «Пушка». Из-за постоянных дождей, вода в реке поднялась очень высоко, на 1,5-2 метра выше нормы. По этой причине местные архызские ребята, катающие народ на рафтах, временно приостановили свой бизнес.

На утро для раскатки решили сначала пройти нижний участок реки и только потом забрасывать в верховья. Думая, что стартуем от «Пушки», стартовали перед «Четвёртым взрывным» порогом, тоже, нужно отметить, довольно трудным. Зайдя в него вот так с ходу, без разминки, я сразу растянул правое плечо, так как грести там пришлось очень сильно. Один каякер отстрелился, затем в крупной бочке заварила кат-четвёрку. Тазик в итоге выловили только через несколько километров на отмели.

Пройдя нижний участок, адреналина и экстрима многим хватило сполна, но самые отчаянные решили сразу после этого заброситься в верховья и пройти ещё раз реку от начала и до конца. Что и было сделано двумя экипажами двойками. По пути в Архыз, мы поняли, что стоим не на «Пушке», и что самый трудный порог ещё впереди. В итоге, стартовав от Архыза, прошли весь верхний участок до "Пушки«,поняли и ощутили на себе в полной мере, что такое большая вода во время сплава по реке Большой Зеленчук! Валы такой высоты, что веслом не всегда достаёшь воды. Бочки приходилось пробивать с такой силой, что гнулось весло и трещали жилы. Было несколько прижимов, где приходилось сильно подтягиваться. Кульминацией конечно стала «Пушка», где несколько раз веслом на валу просто не дотягивались до воды. После этого нижний участок проходился второй раз уже как на прогулке. Вот что значит — всё познаётся в сравнении.

Оверкиль и спас. работы на воде

После оверкиля катамарана-четвёрки на входе в порог «Пушка», двоим участникам пришлось более километра идти самосплавом, после чего их вынесло на небольшой остров на отмели, заваленный топляком. Одного участника пришлось спасать из под завала, куда его затянуло течением. Пережитый сильный стресс не позволил продолжить сплав и людей пришлось переправлять на берег с помощью верёвки.

Сплав по реке Кубань

Сплав по реке Кубань может служить хорошей раскаткой перед сплавом по более трудным рекам Кавказа. Пороги на реке Кубань локальные, между ними на быстром течении попадаются места, требующие внимания, но в целом ничего серьёзного, что требовало бы осмотра и не шлось бы с воды. Один из наиболее интересных и естественных препятствий на реке — порог «Аманхыт» 3-4 КС. Порог отличается необходимостью лавировать между валунов в русле, содержит высокие сливы, несколько сильных бочек, высокие валы, особенно трудные в большую воду.

Сплав по реке Аксаут

Переехав на реку Аксаут, мы устроили днёвку. Предыдущие несколько дней сплава, насыщенные событиями, адреналином, оставили отпечаток и на внутреннем состоянии и на снаряжении, и всё нужно было привести в порядок перед сплавом по Аксауту. Во время дневки каждый занимался своими делами, я же пытался ловить рыбу удочкой. Стоит сказать, что до этого я никогда не ловил рыбу на Кавказе. Перед поход попытался узнать предпочтения местной форели, в основном пишут, что ловят на насекомых, я же взял привычный спиннинг с некрупными приманками, вращалки и колебалки с узким лепестком. Часа полтора ходил вдоль реки, но всё безуспешно. После была пешая экскурсия на один из водопадов, спрятанный глубоко в ущелье, заросшем всевозможной растительностью. Вечером был плов из барана и баня.

Сплав по реке Аксаут отличается особой трудностью. Река в целом не широкая, с большим количеством подводных камней, обливняков в русле, валунов по берегам. При этом Аксаут имеет резкое падение, до 10 м падения высоты на 100 м реки, течение здесь очень сильное. Кроме камней, в русле встречаются прижимы, расчёски из нависающих деревьев, поваленные в воду стволы деревьев, завалы в узких местах — все эти препятствия нужно видеть и обходить. Весло нельзя отпускать ни на миг, постоянно контролируя ход. Лавировка очень трудная, в одно мгновение можно налететь на камень и перевернуться. Идти самосплавом Аксаут — дело крайне не желательное. На берег можно вылезти с ног до головы синим от ударов о камни.

Мы сплавлялись по Аксауту от аула Красный Карачай, выше моста. Уровень воды был высокий из-за дождей, от этого скорость и мощь воды стала ещё больше обычного. Приходилось лавировать влево-вправо, постоянно обруливая камни. Старались проходить реку аккуратно, обходя по возможности те препятствия, которые можно было бы и прыгнуть. Сплав по Аксауту — это бесценный опыт, здесь приходится применять весь арсенал водника, все возможные ходовые и управляющие гребки, заколы, подтяжки, активно приходится работать корпусом. Именно поэтому сплав по реке Аксаут выбираю опытные команды для раскатки перед походами на самые трудные и опасные реки Кавказа.

Фин. помощь каналу

Фотографии

"Путеводитель по Кубани" Самойленко А.А.

Краснодар-Елизаветинская, 38 км - Марьянская, 20 км - Федоровская, 22 км - Тиховский, 33 км - Славянск-на-Кубани, 17 км.

Сплав по Кубани в Краснодаре удобно начать от конечной остановки троллейбусов № 9,10,12 или трамваев № 2,4. Отсюда до берега 100-150 м. Кубань здесь широкая и почти всегда полноводная, течение слабое.

На реке ниже Краснодарского водохранилища - навигационная обстановка. Фарватер обозначен бакенами (правый берег - красный цвет, левый берег - белый). Движение судов нечастое, но среди них есть быстроходные ракеты на подводных крыльях. Необходимо постоянно следить за обстановкой на реке и идти вне фарватера.

От места начала сплава, за большим островом, река делает плавный правый поворот. На правом берегу речной порт, работает катерная переправа. Дальше за левым поворотом русла железнодорожный мост. Правый берег высокий, почти везде обрывистый. За городом на левом берегу несколько баз отдыха. Берега поросли пойменным лесом, много песчаных пляжей.

Первый крупный населенный пункт на маршруте - ст.Елизаветинская на правом берегу. Через 2,5-3 часа хода на том же берегу пос. Белозерный. После нескольких больших изгибов русла ст.Марьянская справа. Здесь и ниже характер реки прежний. Двигаться лучше у пологих берегов, ибо судоходный фарватер обычно у высоких берегов.

Далее на пути ст.Федоровская - слева. Здесь Кубань перегорожена плотиной Федоровского гидроузла, которую следует обнести. Еще через несколько километров справа заповедное урочище Красный лес. Останавливаться здесь нельзя. Много хороших мест для стоянки есть ниже. В нескольких часах сплава от урочища на правом берегу хут.Тиховский. Далее Кубань разделяется на два рукава: собственно Кубань и Протоку. Оба впадают в Азовское море. В Славянск-на-Кубани надо плыть по Протоке. Ориентир города - железнодорожный мост. После него, за 500-600 м до шоссейного моста, на городском песчаном пляже левого берега можно закончить сплав. Отсюда ходят автобусы до автовокзала и на ж.-д. станцию Протока.